Первые участники проекта против ксенофобии уже начали самостоятельную работу

С 12 по 17 октября Донбасс СОС провёл первый тренинг проекта «Противодействие всем формам ксенофобии и достижение равенства, включая равенство представителей меньшинств». Как всё пройдёт и что у нас получится, мы и сами не знали: подобного в Украине ещё никто не делал. Результат удивил и обнадёжил всех участников проекта. Теперь ребята, прошедшие обучение в первой группе Проекта, повторяют со своими друзьями то, что узнали.

До: молодёжный центр снижает число преступлений

Краматорский десант: учащиеся и преподаватели КВПТКУ (и примкнувший к ним ответсотрудник Донбасс СОС Нелли Селютина) – участники проекта по противодействию ксенофобии, 12 октября, Киев

В тренинге приняло участие 14 парней и девушек 15-17 лет из Краматорского высшего профессионального торгово-кулинарного училища, которое готовит будущих поваров, кондитеров и официантов: Алёна, Аня, две Лизы, Алла, Марго, Саша, Анжела, Влад, Кирилл, Дима, Коля, Даниил и Антон. Вместе с детьми в обучении принимали участие два преподавателя – заместитель директора училища по учебно-воспитательной работе Людмила Кравченко и руководитель молодёжного центра Оксана Ульяненко.

Насколько практически важна тема борьбы с ксенофобией для краматорской рабочей молодёжи, мнения разделились. «Наши дети не проявляют какую-то ксенофобию, и мы, преподаватели, стараемся уделять много внимания воспитательной работе: и на классных часах много таких тем поднимаем, и еженедельные информационные линейки проводим, про права человека рассказываем и так далее. У нас такой регион, что нет никаких меньшинств, только единичные представители. У нас учатся несколько цыган, несколько армян, один мальчик-вьетнамец, но в массе своей всё более-менее однородно» — рассказала Людмила Кравченко, а ребята потом рассказывали, что в городском парке случаются даже драки на почве межнациональной розни. Впрочем, Людмила говорила это до всех занятий, на которых участники узнали, что любое большинство состоит из множества меньшинств, пусть даже не всегда видимых или опознаваемых – и не только национальных.

5 апреля этого года в Краматорске открыли Молодёжный центр, вокруг которого сразу объединились самые активные студенты КВПТКУ, а также Краматорского высшего профессионального училища. «Ребятам, конечно, очень интересно: там проходит много коллективных игр, можно и в интернете посидеть, и видео посмотреть, и чай попить (чай и к чаю угощение дети приносят сами); и я считаю, что благодаря этому центру у наших детей снизилось число преступлений. Может, это и совпадение, но прошлые годы у нас бывало 2-3-4 кражи в год, а в этом – ни одной» — рассказала Людмила. Именно среди завсегдатаев и активистов центра в первую очередь искали ребят для нашего проекта.

Отбор проходил по критериям, предложенным нами: хотелось увидеть ребят активных, заинтересованных, пользующихся авторитетом в своей среде. «Мы выбирали тех детей, которые уже проходили похожие тренинги (от ЮНИСЕФ, Датского совета по делам беженцев и др.), активно себя там проявили, у которых горят глаза» — рассказала Людмила Кравченко.

Во время: боялись бабайки, узнали про геев

Черниговский Образовательный дом прав человека расположен в селе Колычевка. Регулярно здесь проходят правозащитные мероприятия, конференции, тренинги, а бывает, что в Доме находят приют беженцы из других стран.

Наша группа приехала в Дом после ночи в поезде и экскурсии по Киеву; всё – довольно серьёзная нагрузка не только физически, но и эмоционально: не так уж часто пока что ребята выбираются из родного города. Поэтому занятий на первый день назначать не стали: заселились, познакомились (во-первых, тренеры с участниками, но и друг с другом многие ребята, учащиеся на разных курсах, близко знакомы не были), договорились о правилах на будущее.

И ещё одно было: все рассказали (и записали, чтобы потом сверить) о своих ожиданиях и опасениях в отношении предстоящего тренинга. Всерьёз это мало кто воспринял: среди опасений встречалось и «встретить бабайку», среди пожеланий – «весело провести время», а чаще всего – «поближе познакомиться друг с другом»; о чём-то, связанном с темой мероприятия, правами человека и ксенофобией упомянули один-два человека.

«Дерево ожиданий»: на зелёных листочках записаны надежды, а на рыжих – опасения участников тренинга. У Димы – только зелёный листок: он увлекается боксом и ничего не боится
Галина Корниенко – ведущая «Мафии» в «нулевой» день тренинга…
… и «теоретических» сессий во все остальные дни

Антону 16 лет и он считает себя странным человеком
Лиза и Алла. Лизе 15, Алле 17; она хотела выучиться на парикмахера, но пошла – на кондитера
Четыре группы сочиняют каждая – свою воображаемую страну с её законами и порядками. Это – задание на все дни тренинга, в последний день будет презентация
Кириллу 15, он увлекается пением (вообще, группа попалась нам певчая и в дороге мы с ними не скучали)
Оксана Григорьевна, руководитель молодёжного центра Краматорского ВПТКУ
Разминка: участники перекидывают друг-другу мячик и обмениваются впечатлениями
Ирина Кузнецова начинает арт…
…а вот и сам арт
Каждый участник нарисовал куклу – образ своего «Я», потом рассказал о себе
А это – занятие «Дом нашей группы»: три группы рисовали свои части дома, а потом рассказывали, кто как живёт. На фото – Маргарита, ей 17 и она не только учится, но уже и работает бариста (то есть, варит кофе в кофейне)
Упражнение на доверие: человек в центре круга закрывает глаза и отдаётся на волю окружающих: если они его упустят – он упадёт. Но никто не упал, зато все почувствовали разное: кто-то удовольствие, а кто-то — дискомфорт
Разминка: все бегают «паровозиком»
Форум-театр: дети выходят на замену в сценку взрослой группы и спасают ситуацию (родители не принимают невесту сына, потому что она из села)
Форум-театр, сценка детской группы. «Да твоя вообще весь день с хачами пила!» кричит Анжела Антону, защищая свою подругу от необоснованных претензий и забыв всё, что ей говорили о языке вражды
Завершение программы тренинга

Дни тренинга шли по одному расписанию: завтрак, разминка, потом «теоретическая часть» от Галины, на которой ребята узнавали термины и историю правозащитного движения, разбирались в себе – какие кому присущи стереотипы, спорили. Потом обед, снова разминка – и часть Ирины: арт-техники, форум-театр. После ужина дважды был киноклуб, один раз – форум-театр, а в последний день – прощание.

Сверяя свои ожидания с реальностью, мы, организаторы курса, должны признать, что многое было неожиданным. Ирина в первую очередь отметила скорость и степень восприимчивости и раскрытия участников: «Они сразу брали и использовали то, что я им давала, искали, как это применить к их ситуациям, находили во всём свои грани». Кроме того она предполагает, что, возможно, при таком насыщенном графике ребята к началу её сессий не всегда успевали доосмыслить информацию, полученную от Галины. Поэтому Ирина планирует подкорректировать свою программу для следующих смен, усилив проработку материалов «теоретических» сессий. Виолетта рассказала, что иначе представляла себе «карту напряжения»: предполагала, что для ребят из прифронтового Краматорска будет острой темой взаимоотношений «Восток – Запад», а изо всех рассматривавшихся меньшинств хуже всего дети будут относиться к ромам (самоназвание, которое сейчас стараются употреблять вместо прежнего «цыгане») или к другим нацменьшинствам, но это оказалось не так. Другой расстановки «негативных приоритетов» ждала и Галина: по её опыту, ещё несколько лет назад лидировали в отрицательном рейтинге ВИЧ-позитивные люди, а сейчас, похоже, ребята даже и не понимали, какие в отношении этой группы возможны стереотипы. Зато неожиданно сильно в подростковой среде звучало неприятие гомосексуалов – тем более странное, что никакого опыта общения или даже просто наблюдения ни у кого из высказавшихся не было. Тема ЛГБТ так часто и настойчиво возвращалась в обсуждениях, что Галина пересмотрела на ходу часть своей программы, посвятив целую сессию вопросам гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а также заменив на своём киноклубе запланированный фильм на «Молитвы за Бобби» — историю активистки американского движения родителей геев и лесбиянок Мэри Гриффит, прошедшей через отвержение и потерю своего сына.

После: Краматорскнаш

Сперва могло показаться, что первоначальные ожидания ребят скорее исполнились: они интересно провели время, сильно сдружились, но вот правозащитная составляющая… На регулярных обсуждениях, что понравилось, а что не понравилось за день, ребята стабильно отвечали «понравилось всё», а если ведущие настаивали на конкретики – вспоминали в основном разминки и игры, на втором месте – просмотренные видеоролики («Очень жалко мне стало этих евреев – в конце-концов, они такие же люди, как мы…»).

Однако, участники проекта были настроены оптимистично. «Конечно, нельзя за четыре дня полностью поменять сознание – сказали уже в отъезжающем в Киев автобусе Людмила с Оксаной. – Но начало положено, они начали задумываться над этими вопросами. Мы считаем, что наш выбор ребят оправдал себя процентов на 90 – видно, что кому-то пока это оказалось неинтересным, не зажгло – но таких меньшинство, а остальным мы поможем нести эстафету дальше».

«Мы говорили о принятии другого – и всё, что было, даже прогулка по Киеву – это тоже опыт такого принятия, опыт расширения кругозора. Если ты живёшь на одном месте и видишь изо дня в день одно и тоже, новое  может вызывать отторжение и непонимание; если ты много ездишь – ты узнаёшь новое и это тебе в радость» – уверена Виолетта Артемчук.

«То, что среди результатов тренинга личные чувства и взаимоотношения ребят оказались затронуты не меньше, чем их правозащитная грамотность – в этом не только нет ничего страшного, но это так и было задумано. Ведь сама проблема толерантности поднимается тогда, когда человек в другом человеке сталкивается с отличием, с которым нелегко, а иногда даже кажется невозможным примириться. И в результате возникает конфликт. Моей задачей было оживить их личный опыт столкновения с отличиями в других людях и дать возможность переосмыслить этот опыт, поставить под вопрос кажущуюся неизбежность конфликта или отказа от своих убеждений.  Я работала с идеей толерантности на том материале, который больше всего сейчас их волнует – конфликты в коллективе, непринятие другого, непринятие себя… Моей целью было подкрепление их способности уходить от стигматизации и стереотипов. И на мой взгляд, это удалось».

И тренеры были уверены в своих новых друзьях не зря. Не успели краматорчане вернуться и отписаться о поездке в соцсетях, как нам посыпались новости: вот они провели психологическую игру-тест «Попутчики» (выбирая из представителей разных меньшинств, с кем хочет, а с кем – категорически не согласен сесть в одно купе поезда, человек понимает, какие у него фобии и предрассудки, получает возможность их критически осмыслить), вот — арт-занятие с куклами, теперь готовятся к киноклубу… Как и предполагалось, Ирина и Галина поддерживают контакт с ребятами, снабжают их методичками и списками рекомендованных фильмов, готовятся со временем поехать в гости.

Прощальное фото на ступеньках Дома прав человека. Впереди – экскурсия по Чернигову, вечерняя прогулка по киевскому Майдану и Аллее небесной сотни и ночной поезд в Краматорск

Публикация подготовлена в рамках проекта «Противодействие всем формам ксенофобии и достижение равенства, включая равенство представителей меньшинств»,  который реализуется при поддержке Посольства Республики Финляндия в Украине