Театр угнетённых для подростков Донбасса

12 октября в рамках проекта «Противодействие всем формам ксенофобии и достижение равенства, включая равенство представителей меньшинств» начался пятидневный тренинг у первой группы подростков с Донбасса: в черниговский Дом прав человека приехали первые 14 ребят – учащихся Краматорского высшего кулинарно-торгового училища. А мы продолжаем знакомить вас с нашими специалистами и их методами. В прошлом материале о себе рассказывала наш тренер по правам человека Галина Корниенко, сейчас – слово психологу проекта Ирине Кузнецовой.

22448458_903703839780337_1271472487844104955_n     

Ирина Кузнецова больше десяти лет занималась исследованиями     инновационной экономики. Но фокус исследований неуклонно сползал к источнику новаторства людей, к тому, чтобы понять, что именно сковывает и высвобождает инициативу, и что можно сделать, чтобы помочь ей максимально проявиться. Было ясно, что одних экономических знаний тут недостаточно. Тогда она решила получить второе, психологическое образование, и снова вернуться в науку. Но работа практического психолога оказалась гораздо интереснее. Два года назад Ирина пришла в Донбасс СОС в качестве волонтёра-психолога, да так и осталась. В проекте по противодействию ксенофобии Ира — тренер-психолог, джокер форум-театра и ведущий киноклуба.

— Ира, что ребятам даст наш проект?

— Молодость – это то время, которое во многом определит жизнь человека. В молодости люди осознают себя, работают над своей жизненной позицией, задумываются о важных вопросах – как жить в мире, как строить отношения с другими, как относиться к людям, которые отличаются от тебя, и как поступать, если сталкиваешься с ситуацией, в которой нарушаются твои права или права другого человека.

На тренинге ребята будут рассказывать друг другу истории, в которых будет их опыт столкновения со стереотипами, ксенофобией, ущемлением прав, дискриминацией. Они будут переживать чувства, работать сердцем. Они будут формулировать мысли, работать умом. Возможно, обращать внимание на какие-то свои собственные привычки мышления, задумываться о них, делать выводы.

Думаю, тренинг должен не только дать знания, но и поддержать ребят в том, чтобы глубже осознать и принять свою индивидуальность, поверить в свои силы; подпитать их активную жизненную позицию.

Я верю, что идея толерантности может стать важной опорой в жизни молодого человека. Эта идея может стать жизненным принципом, за который молодой человек сам будет себя уважать.

Кроме того, может так получиться, что кто-то из ребят захочет приложить усилия и стать правозащитником, тренером, джокером форум-театра или ведущим дискуссионных клубов, в любительском или даже в профессиональном формате. Это было бы большой удачей.

— Что это за форум-театр и почему ты – Джокер?

— Один из важных векторов в моей жизни — интерес к активности, инициативе человека. Я часто встречаюсь с проблемой раскрепощения связанной активности. Нередко на прием приходит человек, который говорит, что живет без инициативы и интереса – так, будто потерял себя. Он сам себе кажется гайкой в рамках какого-то механизма. Будто ему отведена роль: сын, муж, отец, сотрудник, начальник, гражданин, избиратель, прохожий. И в каждой роли будто «предписано», как себя вести, и нарушить его кажется немыслимым. И начинается работа по осознаванию того, что именно так работают стереотипы, запирая активность, многоплановость, уникальность человека в ящик субъективного «нельзя».

Форум-театр – один из эффективнейших методов по работе со стереотипами. Благодаря ему происходит нечто, что возвращает человеку инициативу, его врожденное право активного участия в своей жизни, волю и желание искать варианты выхода из тупиков и не сдаваться. Когда я с ним в первый раз познакомилась, тут же подумала: «о, да это отличное средство от неврозов!» и стала искать любую возможность стать Джокером (так называется ведущий форум-театра). Так и получилось, я прошла несколько тренингов Джокера (в том числе — у колумбийского джокера Гектора Аристизабаля, который привёз новые для меня глубочайшие техники по работе со стереотипами. Найти группу и поработать с этими техниками – это еще стоит в моих планах), и с тех пор с радостью откликаюсь на каждую возможность работать с форум-театром. Конечно же, Донбасс-СОС тоже сделал свой форум-театр. Мы показали его на открытии хаба гражданских инициатив в Краматорске, а потом группа товарищей отвезли его показать коллегам в странах Восточной Европы.

Этим летом я была психологом в лагере психологической реабилитации детей «Лесная Застава», и там тоже проводила форум-театры. В работе с детьми и подростками по этому методу есть большой смысл, я считаю. Они быстро перенимают идею форум-театра, он действительно становится для них тем местом, где формируются их установки на активность, мировоззрение, уверенность в том, что стереотипы надо подвергать сомнению, права – отстаивать, а за людей, оказавшихся в слабой позиции – вступаться.

— Как это работает, что происходит на форум-театре?

— Я расскажу обо всех методах нашего тренинга по порядку, дойдём и до форум-театра.

Основных методов будет три. Первый – это артметод. Я предложу две техники — «Образ моего “Я”» и «Дом нашей группы». Тут ребята смогут соприкоснуться с тем, что стереотипы, ксенофобия, дискриминация, толерантность – это не отстраненные абстракции, а то, что есть в их собственной истории, это часть их жизни.

В «Образе “Я”» им будет предложено нарисовать себя и рассказать – какими они себя видят. Это всегда обращает внимание на то, какие все в группе разные, какие у них разные предпочтения, цели, желания, мотивы, чувства и как по-разному они воспринимают друг друга. Возможно, кто-то почувствует свою непохожесть на других. Возможно, поймает себя на попытке спрятаться, быть как все, или, наоборот, захочет подчеркнуть свою особенность.

«Дом…» — это продолжение: я дам большой лист бумаги, где все эти разные люди должны договориться, как они будут жить вместе. Иногда участники легко находят общий язык и с удовольствием заселяют дом. А иногда они бурно выясняют отношения: «Я люблю громкую музыку и вот тут буду слушать её всю ночь!», «Здесь я застолбил место для своего велосипеда и мне неважно, что вам это неудобно!» и т.п. Постепенно, осматриваясь в «доме» ребята все же договариваются, находят в себе понимание, что надо идти навстречу соседям, которые ночью спать хотят, и что не надо ставить велосипед на проходе, чтобы все через него перебирались. Потом мы соберёмся в круг и подумаем над тем, как мы привыкли вести себя в ситуации, когда наши интересы и интересы других людей конфликтуют, или когда другой человек, на наш взгляд, живёт «не так, как надо», или когда наши собственные предпочтения кажутся другому «неправильными».

Арттехники помогут не столько выучить, сколько прочувствовать, что разным людям жить интереснее, их миры соприкасаются и обогащают друг друга. Принимая друг друга такими, как мы есть, мы не скользим по поверхности общения, а получаем взаимную свободу самовыражения, переживаем более глубокий опыт жизни.

Второй метод мы возьмем из арсенала Театра Угнетённых. Немного расскажу о нем и его создателе.

Театр угнетенных создал Августо Боаль, бразильский театральный режиссёр, общественный деятель. Слово «угнетённый» в данном случае означает человека, подчинённого трудной ситуацией — зажатого в ней, запертого в тупике. Человека, который не знает, как изменить угнетающую его ситуацию, но – и это очень важно, — твёрдо намерен это сделать. «Это Театр угнетённых, а не театр депрессивных!», — говорил Боаль, настаивая на том, что живому человеку в любой жизненной ситуации важно иметь активную позицию, искать выход, испробовать все варианты, но не сдаваться.

Угнетённый в боалевском смысле напоминает зрителя в обычном театре: он, как и зритель, принуждён лишь смотреть и слушать происходящее вокруг него, сдерживая возникающие чувства и порывы, и не имея прав на вмешательство в постановку – он угнетён позицией наблюдателя. Именно это угнетение вынужденным, привычным невмешательством, пассивной позицией наблюдателя собственной жизни и есть то, что стремится преодолеть Театр Угнетённых. В человеке важно разбудить голос, считал Боаль.

Боаль широко смотрел на театр. Он считал не фразой, а правдой то, что жизнь — театр и люди в нём актёры. Он говорил, что в любую секунду перед каждым из нас разыгрывается представление, которое нравится нам или, напротив, может вызывать возмущение. Немало таких «представлений» проходит мимо нашего осознания, они идут как привычные ритуалы, движимые устоявшимися стереотипами, и часто мы даже не вдумываемся в то, что происходит. В такие моменты у нас возникают стереотипные мысли вроде «так бывает», «так принято», «это типично», «ну и что», «причём тут я», «мне что, больше всех надо?». И мы покорно наблюдаем за тем, как разворачивается предписанное действие.

Но на самом деле у нас всегда есть выбор: следовать стереотипам и оставаться зрителем, или вмешаться в действие и попробовать изменить его ход. В боалевском Театре это делается просто. Любой человек из зала в любой момент показа может сказать «Стоп!» и выйти на сцену, заменить персонажа и доиграть сценку в своем ключе – так, чтобы стереотипная ситуация угнетения рассыпалась и приобрела другое, хорошее звучание. Боалевский театр выступает своего рода лабораторией, где каждый человек на своем опыте может попробовать выйти за рамки привычных стереотипных форм поведения и убедиться, что выход есть из любой, даже самой трудной ситуации. Просто нужно не сдаваться и искать.

Сейчас Театр угнетённых во многих странах мира используется как инструмент борьбы против стереотипов, ксенофобии, различных проявлений дискриминации. Для нашего тренинга из Театра Угнетённых мы возьмем два метода — «Театр образов» и «Форум-театр».

Как мы будем работать с Театром образов: мы обратимся к личному опыту участников, просим их вспомнить какую-то знакомую им ситуацию, где, по их мнению, работали стереотипы, или было нарушение прав человека. Эту ситуацию нужно показать как замерший кадр, из которого понятно, что же там происходит.

Когда «образ» будет готов, мы начнем обсуждение, сбор мнений о ситуации — что происходит, какие чувства она вызывает, встречались ли другим ребятам такие ситуации в их личном опыте. Часто в театре образов участники рассказывают немало похожих историй из своей жизни, с удивлением замечая, что таких ситуаций много, они типичны и очень многим приходится переживать их на себе. Далее мы поработаем с «историей образа» — «дадим голос» персонажам и расспросим их об их роли в ситуации; переместимся в прошлое и понаблюдаем за тем, как ситуация возникла; прокрутим время в будущее и посмотрим, к чему она приведёт. Обсудим, какие варианты развития могут быть у этой истории. Решим, как бы нам хотелось, чтобы она завершилась, и что может помочь такому повороту событий.

А уже потом мы наконец проведём Форум-театр.

К этой стадии ребята часто подходят уже с достаточным уровнем доверия. Это доверие просто необходимо для того, чтобы рассказывать друг другу истории о личном опыте. На основе рассказанных историй мы сделаем театральные постановки, отрепетируем их и вечером третьего дня покажем их и проведем форум – работу по поиску выхода из тех тупиков, которые будут представлены в тех постановках, которые мы увидим.

Это будуткоротенькие, трёх-пятиминутные сценки, в которых ситуация несправедливости чётко прорисована и доведена до предела. Обычно сценка разыгрывается на троих персонажей: агрессор, жертва и посторонний наблюдатель, который имеет возможность вмешаться. Потом ведущий, Джокер (это буду я) – начинает обсуждать её со зрителями: «знакомая ситуация?» — «да!», «как можно её изменить, выйти из неё?» — люди начинают предлагать варианты. Любой человек из зала может заменить или жертву, или наблюдателя, и повести себя в заданной ситуации так, как считает нужным – а остальные участники продолжат свои роли с учётом внесённых новеньким перемен. И даже если его план не сработает и предложения не приведут к прекращению угнетения, очень важно его похвалить, расспросить, поддержать – так человек «в тестовом режиме» понимает, что у него есть голос, есть возможность что-то изменить в ситуации несправедливости – и в дальнейшем, возможно, он сможет уже успешно вмешаться в какую-то реальную ситуацию, не останется равнодушным.

— Знаешь ли ты истории, когда люди, научившиеся противостоять несправедливости в Театре угнетённых, потом как-то выступали против несправедливости в реальности?

— Конечно. В «Лесной заставе» каждую смену с ребятами мы обязательно делаем форум-театр. И очень заметно, что дети после форум-театра активнее отстаивают свои права, настаивают на том, что они понимают, как справедливость, и увереннее выступают против несправедливости. Часто бывают очень значимые форум-театры, когда происходит по двадцать «замен» главного героя в постановке, дети хотят прочувствовать, что они способны повлиять на ситуацию несправедливости, исправить её.

Вспоминается такой случай. Среди детей был мальчик, подросток, очень думающий, разумный парень, вокруг которого развивался какой-то затяжной конфликт, что даже складывалось впечатление, будто он был упорным смутьяном. Когда мы сели с ним поговорить о том, что же происходит, оказалось, что возникла ситуация притеснения – типичная, в общем-то, ситуация. А парень, – как раз после нескольких форум-театров, – просто не смог оставаться в стороне от происходящего, и прочно встал на защиту притесняемых. Он говорил: «ну, да, и они считают это нормальным. Но мы же видели такое на форум-театре. Я просто спросил себя: как ты считаешь, это, вообще, нормально? Это справедливо? Я считаю, что нет. Ну, так я и не собираюсь с этим мириться». Я знаю немало таких ситуаций.

— Ещё будет киноклуб?

— Да, киноклуб – третья техника, и ещё один из моих любимых форматов. Суть в том, что люди идентифицируют себя с теми, кого видят на экране, каждый находит себе героя по вкусу, сопереживает ему. И потом можно говорить о сюжетных коллизиях, кто что увидел, почему возникли те или иные ситуации, к чему они привели, как их можно было избежать и т.п.

Киноклуб – это хороший формат работы со стереотипами.

Часто в жизни мы поступаем, не задумываясь. Большинство плохих ситуаций основано именно на этом «не задумываюсь» — на стереотипах. На расхожем мнении, что все так поступают и думать тут не о чем. В итоге получается, что когда мы находимся внутри типичной ситуации, не «мы играем роли», а «роли играют нас» и у нас как бы «нет выбора». Но когда мы видим похожую ситуацию со стороны и обсуждаем ее, мы можем осознать, как в ней работают стереотипы. И тогда у нас появляется выбор – подчиняться стереотипам или нет. Мы приобретаем свободу.

Я не раз видела, как молодые люди зажигаются идеями, открывают киноклубы без проектора, буквально вокруг ноутбука и ночами сидят за фильмами так, как мы в свои студенческие годы сидели за «Мафией» и «Крокодилом». Сможем ли мы заразить идеей киноклубов? Надеюсь, что да. Я оптимист и хочу им быть.

— В Украине многие считают, что толерантность – это когда меньшинствам «всё разрешено», например, когда покрываются преступления мигрантов. И действительно, я знаю, что во многих странах Европы, например, запрещено вести статистику по национальному составу правонарушителей (хотя полицейские её, конечно, знают, и в неофициальных разговорах могут указать соотношение приезжих и местных в криминальной хронике)…

— Толерантность совсем не означает бесконечное терпение к бесчинствам другого, а является уважением прав другого быть собой, при условии, что он не нарушает права других людей. Права человека – понятие конвенциональное, люди вырабатывают своё представление о них, ориентируясь на заложенном в нас представлении о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Это основа, необходимая для жизни общества.

Наша задача ведь не в том, чтобы заставить этих молодых людей и девушек выучить список прав человека и обязать не нарушать их, — нам надо помочь глубоко принять, прочувствовать их в своем опыте, интегрировать в свое мировоззрение, в свою жизнь. Мы будем обсуждать, не навязывая другому своё мнение – но я уверена, что то, что у них родится в результате обсуждения, будет не застывшей догмой, а живым убеждением, основанном на собственном жизненном опыте.

— Первая группа уже собрана, это ребята из одного ПТУ, активисты в своём психолого-социальном центре, уже прошедшие несколько схожих тренингов. Такой бэкграунд не помешает?

— Наоборот, поможет! Значит, меньше уйдёт времени на установление доверия, притирку, на подготовительную работу. И отлично, что они активисты: мы и надеемся на встречу с активными, неравнодушными людьми, которые сами сталкивались со злом и несправедливостью, не намерены оставаться в стороне, а хотят сделать этот мир лучше.

— Каких ты ждёшь результатов от проекта?

— От своей работы я не жду глобальных результатов, ориентируюсь в первую очередь на индивидуальные.  Надеюсь, участники проекта узнают много нового для себя и смогут пересмотреть какие-то свои стереотипы. Кроме того, они научатся, и, возможно, захотят проводить занятия в таких форматах. Возможно, в этом проекте кто-то из ребят станет настоящим увлеченным своим делом ведущим киноклуба или джокером Форум-театра. Это было бы отлично, и я готова поделимся всем, что знаю сама.

Тренинг у нас будет «двуслойный». Первые дни ребята будут приобретать личный опыт участия во всех этих методиках, пробовать их на себе, понимать их изнутри. В конце каждого дня мы намерены проводить рефлексию, чтобы ребята могли обменяться мнениями не только о своем опыте, но и о методиках, о том, понравились ли они им, и где, как и с какой аудиторией они хотели бы их провести самостоятельно. Мы будем спрашивать их, что им для этого нужно, какие есть опасения, тревоги, волнения, чем мы можем помочь им. И действительно намерены помогать в дальнейшем.

Последний день тренинга будет методическим – я расскажу им немного о том, как проводить такие занятия самостоятельно. У ребят будет время задать вопросы, прояснить все неясности. Весь посттренинговый период буду на связи, и если станет ясно, что человек хочет сделать мероприятие, но не совсем верит в свои силы – буду максимально стараться поддержать инициативу. Может, даже удастся приехать им помочь (например, быть джокером — не очень просто. По своему опыту знаю, что первые разы форум-театр намного легче проводить в паре с опытным джокером).

Публикация подготовлена в рамках проекта «Противодействие всем формам ксенофобии и достижение равенства, включая равенство представителей меньшинств»,  который реализуется при поддержке Посольства Республики Финляндия в Украине