Осужденные украинцы: по ту сторону линии разграничения. Мичуринская исправительная колония № 57

 

ОО “Донбасс СОС”  уже давно оказывает поддержку лицам, которые находятся в местах несвободы на временно оккупированных территориях Донбасса. Мы стараемся делать все возможное, чтобы обеспечить соблюдение прав этой категории украинцев.

Сегодня мы расскажем о ситуации, которая сложилась в Мичуринской исправительной колонии № 57 после начала конфликта. По нашим сведениям, эта колония наиболее сильно пострадала из-за обстрелов в Донецкой области. Причиной этого стало ее расположение фактически на линии разграничения, люди которые там удерживаются до сих пор не чувствуют себя в безопасности.

Информация, представленная ​​здесь была взята частично из открытых источников, частично предоставлена ​​лицами, которые находились в этом учреждении в указанный период времени.

Мичуринская исправительная колония № 57

Описание заведения: Мичуринская исправительная колония № 57 усиленного уровня безопасности для мужчин, осужденных на определенный срок.

Плановое наполнение: 1780 человек.

Адрес учреждения: 84606, Донецкая обл., Г.. Горловка, ул. Мира, 1.

1. События в начале проведения Антитеррористической операции (апрель-ноябрь 2014)

Колония находится недалеко от линии разграничения. Первый обстрел колонии произошел 21 июля 2014. Тогда в заведение и прилегающую территорию попало сразу несколько снарядов.

В тот день двое осужденных погибли, двое были ранены, также получил ранения сотрудник заведения. Тогда же были частично повреждены здания, забор, наблюдательная вышка.

Фактически весь указанный период учреждение находилось под обстрелами. Они продолжались и в июле-августе 2014 года. На территорию почти ежедневно попадали снаряды, мины. Позже обстрелы также случались, но их интенсивность была значительно ниже. Они осуществлялись с помощью военной техники, которая регулярно приезжала к стенам колонии.

На территории учреждения находится бомбоубежище — и во время наиболее интенсивных обстрелов узники могли прятаться в нем.

24 августа 2014 на колонию было совершено вооруженное нападение. Тогда на территорию зашло несколько вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами людей. Они нанесли сотрудникам администрации колонии телесные повреждения и забрали с собой часть осужденных.

«В тот период сотрудники колонии вели себя неадекватно, находились на работе в нетрезвом состоянии, издевались над осужденными, били, по любому поводу сажали в изолятор. Думаю, они напивались, потому что им было страшно во время обстрелов”.

Осужденные попытались как-то реагировать на произвол сотрудников колонии — и позвонили в 02. Попали в Горловку, где уже во всю свои порядки устанавливали «ополченцы». 24 августа 2014 к стенам колонии на четырех автомобилях приехало около 20 вооруженных людей.

“Я видел в окно, как они рассредоточились у елок, несколько раз выстрелили, затем постучали в ворота — и им открыли. Они зашли в колонию за три минуты. Слышал только, как в штабе кто-то отстреливался 5-7 минут. Забрали 20 осужденных, которые в то время находились в изоляторе, еще из отрядов также забирали. Думаю, забирали тех, кто с ними имел связь.

Через два дня в колонию снова приехали так называемые «ополченцы», среди них были и осужденные, которых они забрали в прошлый раз. Они всех сотрудников колонии и осужденных, работавших в штабе, поставили на колени на плацу, поставили пулеметчика и сильно избили сотрудников. Наверное осужденные, которых они забрали, рассказали, как над ними издевались. В тот раз забрали с собой еще несколько осужденных.»

После этого нападения сотрудники колонии на территории заведения почти не появлялись. Вооруженные люди приходили в колонию еще несколько раз и забирали по несколько осужденных. Принуждение к участию в вооруженном противостоянию не зафиксировано, но зафиксировано, что некоторые осужденные добровольно хотели идти воевать, они самостоятельно пытались найти возможность связаться с незаконными вооруженными формированиями.

Начались проблемы с обеспечением питания — осужденные недоедали.

«Примерно полгода было очень плохое питание. Давали очень жидкую «похлебку» утром, в обед и вечером. Осужденные страдали от недоедания. Сотрудники колонии говорили, что из-за военных действий не могут привезти продукты в колонию, родные также не могли помочь «.

Осенью 2014 назначили нового начальника колонии. Сотрудники, которые остались, приняли присягу так называемого «ДНР».

В период интенсивных обстрелов были зафиксированы частые побеги из колонии — причиной стала ненадлежащая охрана заведения.

«Почти каждый день два-три человека убегало. Осужденные не хотели сидеть под обстрелами, некоторые хотели идти воевать, кто за Украину, кто за так называемое» ДНР «, только чтобы не сидеть под обстрелами».

2. Организация эвакуации осужденных с временно неподконтрольной территории (ноябрь 2014)

Никаких действий для организации эвакуации осужденных из Мичуринского исправительной колонии № 57 не осуществлялось — или осужденные об этом не знали.

3. События, происходившие после захвата учреждений исполнения наказаний незаконными вооруженными формированиями (декабрь 2014 года — февраль 2018)

В конце 2014 и начале 2015 года заведение и прилегающие территории интенсивно обстреливались. Позже обстрелы колонии и прилегающих территорий происходили периодически. По меньшей мере еще один осужденный погиб, несколько человек были ранены.

На территорию заведения за весь период проведения АТО попало более 150 снарядов и мин, которые разрушили и повредили находящиеся там постройки. Последнее попадание снарядов было зафиксировано там летом 2016 года. До сих пор, периодически на территорию учреждения залетают пули, в основном в ночное время суток.

«На территорию попало более 150 снарядов, попадания были почти каждый день: в столовую, в клуб, в барак отряда № 4, три или четыре раза в крышу, по периметру много раз, в промышленной зоне очень много раз, в поляну возле клуба 4 или 5 раз, несколько раз были попадания в дисциплинарный изолятор, в баню, у бани, в дорогу, по которой осуждены ходят в столовую, в футбольное поле, забор возле церкви. »

Из-за близости линии разграничения периодически обстрелы прилегающих территорий случаются и сейчас. Также, из-за звуков обстрелов и взрывов, регулярной стрельбы из стрелкового оружия, заключенные не чувствуют себя в безопасности.

В 2015-2016 годах осужденным по приговорам украинских судов начали пересматривать их дела, приводить в соответствие с Уголовным кодексом так называемого «ДНР». Большинству осужденным изменили статьи согласно этому “новому” УК: кому-то поменяли режим содержания, но срок наказания, в основном, оставили такой же. В результате таких пересмотров начали перевозить осужденных в другие колонии, а сюда привозили людей из других заведений.

Подавляющее большинство опрошенных хотят/хотели отбывать наказание на подконтрольной Украины территории. Родные обращались с этой просьбой к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в Министерство юстиции Украины, Президенту Украины, Международному комитету Красного Креста в Украине, Мониторинговой миссии ООН.

При обращении к администрации колонии с просьбой о переводе на подконтрольную Украины территорию у осужденных под разными предлогами не принимают заявления или отсутствует движение этих заявлений в последующие инстанции. Осужденным из Донецкой и Луганской областей на словах сообщают, что их переводить не будут.

Некоторые осужденные все-таки смогли отправить соответствующие обращения к так называемому «Министерству юстиции ДНР Государственной службы исполнения наказаний», но положение их после этого никак не изменилось.

Хотя перевод из колоний так называемого «ДНР» периодически осуществляется, четкого понимания его механизма осужденные не имеют.

4.Условия содержания

Подавляющее большинство опрошенных заявило о значительном ухудшении условий содержания после того, как колония перешла под контроль так называемой «ДНР».

Сейчас в колонии содержится около 300 осужденных. Они проживают в двух помещениях, которые меньше остальных пострадали во время обстрелов.

Отопление и горячая вода в колонии отсутствуют, холодная вода подается несколько часов в сутки. Для обогрева помещений осужденным выдали обогреватели, но этого недостаточно в зимний период.

Во время обстрелов в жилых помещениях были повреждены крыши и окна. Только летом 2017 года в жилых помещениях начали ремонтные работы, к тому времени окна были закрыты пленками и одеялами.

Случаев принудительного труда не зафиксировано, если осужденные работают — то делают это добровольно, надеясь на некоторое ослабление режима. Заработную плату или совсем не получают, или получают незначительную сумму.

«Работал в промышленной зоне для того, чтобы иметь шанс на условно-досрочное освобождение, за 3 месяца получил 90 российских рублей».

Использовать право освободиться условно-досрочно на основании хорошее поведение — фактически невозможно.

5.Питание

Ситуация с питанием начала несколько улучшаться в 2015 году, но незначительно: подавляющее большинство заключенных говорят о нехватке еды и очень скудном рационе. Еще сложнее ситуация у тех осужденных, которым родные не имеют возможности помогать передачами, как правило, это те заключенные, родные которых проживают на подконтрольной Украине территории.

6.Медицинская помощь

Подавляющее большинство опрошенных указали на ненадлежащий уровень медицинской помощи — в медчастях или отсутствуют необходимые лекарства, или есть только самые элементарные. Сложная ситуация у осужденных с хроническими заболеваниями.

7. Возможность видеться с родными

Подавляющее большинство осужденных, родные которых проживают на подконтрольной Украине территории, заявили об отсутствии возможности видеться с ними, писать и получать письма, передачи.

Материал написан при поддержке программной инициативы «Права человека и правосудие» Международного фонда «Возрождение». Позиция Международного фонда «Возрождение» может НЕ совпадать с мнением авторов.