Не кровавые раны войны: как преодолеть посттравматический синдром.

Из всех звонков и обращений на Горячую линию Донбасс SOS просьбы о психологической поддержке, обращения к психологам занимают один из самых малых процентов. Люди просят консультации по вопросам поселения, гуманитарной помощи. Просят помощи в выезде и юридических вопросах. Значит ли это, что переехав на новое место жительства, выехав из опасной зоны люди обретают стабильность и нуждаются только в материальной поддержке? Значит ли, что проблемы позади? Значит ли, что растерянность, боль от потери места жительства, разрыв социальных и семейных связей с обретением относительной стабильности пройдут и развеются сами? Психологи, работавшие с переселенцами в разных странах, пострадавших от военных конфликтов (бывшая Югославия, Южная Осетия, Абхазия) замечают, что выжившим и уцелевшим война наносит опасные психологические раны. Постоянный стресс, перенесенный в связи с потерями, является причиной высокого уровня психосоматических расстройств в среде переселенцев. Страдать душа — страдает и тело.

Психологические травмы не кровоточат, но дольше заживают и сильнее болят. Как ускорить процесс заживления таких ран, как уменьшить боль от потерь? Кто нам может помочь в этом? Поговорим.

Живите «здесь и сейчас».

Новое место, новый город. Бродя по его улицам, глядя на людей, любуясь весной, мы вспоминаем город, который покинули, его дома и дворы, и детские площадки. Вспоминается магазин, куда ходили за выпечкой, кафе, в котором встречались с друзьями. Хочется вернуться, хочется бесконечно вспоминать и рассказывать об этом. Новое место и новый город — только фон к воспоминаниям. Люди, покинувшие свои города физически, остаются там психологически. Это очень осложняет процесс адаптации и значительно отдаляет достижение состояния стабильности.

Прежде всего нужно принять как факт, что произошедшее уже случилось, и начать жить от этого момента. Это сложное принятие, оно не всегда приходит вовремя.

В Грузии переселенцы часто по прошествии двадцати лет держат у себя ключ от дома, которого уже давно не существует, в надежде, что они когда-нибудь туда вернутся. Нужно понять, что раз там продолжаются боевые действия, возможно нужно здесь и сейчас не пережидать день, неделю, месяц и так далее, а попытаться организовывать свою жизнь на долгосрочную перспективу. Не пережидать, а начать жить.

Окружающим в подобной ситуации важно продолжать выражать сочувствие, но, в то же время, мягко возвращать в реальность.

Многие переселенцы отмечают, что чаще чем обычно у них стала проявляться агрессия. Она может быть направлена на себя, окружающих, выражаться в форме поиска виновных в сложившейся ситуации. Это может стать самым сложным, особенно для близких, если в штыки воспринимаются попытки помочь. Не стоит воспринимать это как неблагодарность, неадекватность. В таком поведении нет «ничего личного». Терпение и выслушивание, выражение понимания подобных чувств («Я понимаю, почему ты злишься. Это совершенно нормально в данной ситуации» и пр.), но, в то же время, помощь в конструктивном их выражении: возможно обращение внимания на эффективность совершаемых действий («Ты действительно считаешь, что скандал, отказ от помощи, отказ от пищи поможет в данной ситуации? Как это может помочь?»).

Совершенно нормальными проявлениями являются слёзы, грустное настроение. И важно эти проявления не запрещать себе и не обесценивать. Это время становится испытанием и для окружающих, поскольку сложно находиться рядом с плачущим  человеком и, как будто, ничего не предпринимать. Но это «ничегонеделание» только кажущееся. На самом деле, те самые выслушивание, объятия, иногда и «молчание вместе» помогают эту, вполне естественную печаль выразить, а не прятать её глубоко внутри, тем самым, по сути, только задерживая ее.

Для обретения психологической стабильности и скорейшей адаптации на новом месте жительства переселенцам очень важно и сотрудничество с волонтерскими инициативами. Не бояться просить помощи. И, что очень важно, не бояться предлагать другим свою помощь. Потому что, давно известно, ничто так не помогает человеку справиться с бедой, как то, что он сам помогает кому-нибудь. Существующее количество волонтерских инициатив дает возможность выбрать себе дело по душе — работа на телефоне доверия, помощь детям и старикам, помощь оставшимся в зоне АТО. Подключение к этим видам деятельности поможет найти новых друзей, новый круг общения, поменяет отношение к собственной жизненной ситуации.

Психологи дают несколько рекомендаций о том, как адаптироваться к новым условиям жизни:

  • Важно четко осознать, что вам нужна помощь, и не стесняться обращаться за ней к специалистам. Если вы ощущаете беспокойство, нарушения сна, тяжесть в груди, то не стоит откладывать визит к психологу. Стресс может накапливаться и негативно влиять на ваше здоровье в целом.
  • Важна поддержка близких и друзей. Не стоит оставаться один на один со своими проблемами. «Разговор по душам» порой имеет не меньший терапевтический эффект, чем беседа с психологом.
  • Поможет быстрее и легче адаптироваться к новым условиям что-то, что присутствовало в вашей обыденной жизни до переезда. Это может быть любимый ритуал, например, чашка чая или кофе по утрам в кафе, поход в кино по пятницам или прогулка по парку в выходной день.
  • И помните, вы не одиноки, всегда есть не только специалисты, которые могут помочь, но и такие же переселенцы, как и вы, которым, возможно, уже удалось хорошо устроиться и «прижиться» в новом месте!

Детям сложнее. Обратите внимание на детей.

В настоящее время отмечается, что в семьях переселенцев часто наблюдаются сложные и кризисные ситуации. Для детей и подростков ситуация экстренного перемещения на новое место жительства и связанные с этим процессом состояния паники, тревоги и страха подталкивают их к повышенной потребности во внимании. Если взрослые, научившись взаимодействовать с экстремальной ситуацией, саморегулируются и адаптируются в социуме более-менее успешно, то дети и подростки, в силу возрастных особенностей, испытывают значительные трудности в принятии самой ситуации, а также в поиске способов взаимодействия с окружающими людьми. Родителям следует помнить, что у  детей-переселенцев имеются три предпосылки возникновения сложных внутриличностных и межличностных конфликтов: чувство одиночества ( «там» остались друзья, родственники, любимые домашние животные и др.), нереализованные желания и возможности (в связи с быстротой разворачивания экстремальной ситуации), неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем. Зафиксированы высказывания детей и подростков: «Я здесь никому не нужен» и «Меня никто не понимает». Подростки очень часто испытывают чувство вины, которое логически объяснить невозможно. Скажем, один из ребят, родители которого обратились к психологам, признался: «Мне так хорошо жилось дома! Но я постоянно не слушался родителей, гулял на улице допоздна, курил тайком, учился плохо. Мама говорила, что я не ценю хорошее. Вот Бог рассердился на меня — и устроил АТО. И мы все потеряли».

С целью сведения к минимуму числа детско-родительских конфликтов и сложных жизненных ситуаций у детей-переселенцев и их местных сверстников психологи рекомендуют:

  • В первую очередь, обращать внимание на «молчаливую» тревогу ребенка. В большинстве случаев родители жалуются на проявление со стороны детей и подростков непослушания, агрессии, грубости, но практически всем самым трагичным последствиям детских проблем предшествует замыкание ребенка в себе, неверие в любовь родителей, апатия и депрессия.
  • Необходимо внимательно относиться ко всем, даже самым, казалось бы, незначительным жалобам и обидам своего ребенка. Нельзя пренебрегать ничем из сказанного им. Справедливость очень важна для детей, а одноклассники могут запугивать, старшие по возрасту друзья угрожать, учителям часто некогда разбираться кто прав, а кто виноват в школьных конфликтах.
  • Желательно время от времени повторять ребёнку о том, что Вы (родители и родственники) любите его и верите ему, что выход из сложной ситуации есть, его просто не всегда сразу видно и нужно найти; наши возможности (при желании и тренировках) практически не имеют границ; рядом с нами всегда есть люди, которым тяжелее, чем нам (чтобы ребенок нашел в себе силы разрешить свою ситуацию); что в его (ребенка) помощи, как будущего специалиста, будут нуждаться люди (даем ресурс для самовосстановления в случае депрессивного или суицидального поведения).
  • В повседневной жизни надо отмечать любые странности или вновь появившиеся особенности в поведении ребенка. Был всегда тихим, но неожиданно стал проявлять бурные эмоции или наоборот, был эмоциональным, но в последнее время грустный; появился необычный запах (после прогулок, учебы) или уходит от общения и т.п. Так же признаком глубокой травмы может быть использование в детских играх нехарактерных для этого сюжетов. Например, в Грузии дети переселенцев зарывали куклу в землю, играя в похороны.
  • В любой неприятной ситуации (жалобы на ребенка в школе, прогулы уроков, снижение успеваемости, непослушание, грубость) в первую очередь нужно разобраться в действиях и словах всех участников конфликта (часто подставляют), а затем уже делать выводы и принимать адекватные ситуации меры с целью решения проблемы.
  • Для маленьких детей (до 9 лет) очень важно, чтобы родители и взрослые были рядом. Ваше присутствие рядом с ребенком обеспечивает ему чувство безопасности и защищенности. Старайтесь не оставлять таких детей в одиночестве.Так же нужно постараться побеседовать с ребёнком. Постараться выяснить, чего он боится сейчас, что его пугает, что ему мешает жить, как проходит адаптация в школе.

«Донбасский синдром». Обращаемся за помощью.

Мировая практика показывает: в помощи психологов нуждаются приблизительно 15-20% переселенцев. Наряду с этим от украинских специалистов сегодня можно услышать и то, что никому из тех, кому пришлось покинуть свои дома вследствие военных действий на Донбассе, не удалось избежать стресса.

Психологические проблемы, возникающие у переселенцев во многом являются типичными для подобных ситуаций. Правда, характерную специфику они могут приобретать в переживаниях и отношениях, связанных с идеологическими взглядами.

Многие уехавшие из Донбасса, как отмечают психологи, ведут замкнутый образ жизни, мало куда выходят, концентрируются на внутренних проблемах, боясь или просто не желая начинать новую жизнь, надеясь вскоре вернуться к прежней действительности у себя дома.

У переселенцев зачастую наблюдается расстройство адаптации. Это – длительная негативная реакция на стрессовое событие или ситуацию. Причиной может быть стресс или сочетание стресса и расстройства организма. Данное расстройство серьезно ухудшает социальное и профессиональное состояние.

Симптомы расстройства адаптации выделяют следующие: подавленное настроение, грусть, тревога или беспокойство, нарушения в поведении, ощущение невозможности продолжать повседневную деятельность в текущей ситуации, затруднения в дыхании, боль в груди. При обнаружении у себя затруднения дыхания и повышенной тревожности, можно попытаться самостоятельно поработать с проблемой. Например, закрыв глаза, попытаться представить себя в состоянии абсолютного спокойствия и безопасности: это могут быть картины из детства или еще чего-то, что вызывает ощущение покоя и безопасности. Пользуясь воображением, стоит «приходить» в это «место безопасности» каждый раз, когда вы подвергаетесь травматическим воспоминаниям.

Помимо этого отмечаются такие признаки, как чувство неспособности справиться с поставленными жизненными или профессиональными задачами, а также проблемы с планированием своего будущего.

Вместе с тем у переселенцев – особенно из тех мест, которые больше всего пострадали от боевых действий – нередко встречается и посттравматическое стрессовое расстройство.

Как правило, в ситуации посттравматического синдрома есть три варианта того, что происходит с человеком.

Первое – это неспособность расслабиться. Человек постоянно напряжён, не может заснуть, у него неподвижная мимика. Даже когда он хочет расслабится, у него не выходит.

Второй момент – это постоянное чувство вины и гнева. Оно может возникнуть из-за того, что человек, к примеру, кого-то не спас или послужил причиной ранения, смерти. Чем дальше, тем больше это чувство вины растёт, в конечном итоге начинает мешать человеку жить.

Наблюдая у себя подобные симптомы, многие переселенцы не понимают, что им нужна психологическая помощь, а некоторые даже не знают, что такая помощь существует.

Четверть вынужденных переселенцев в Украине страдают депрессией и тревогой, а каждый второй говорит, что вообще не знает, нужна ли ему психологическая помощь и что такая помощь существует.

Воспоминания о сильном травматическом событии могут нахлынуть внезапно. Из-за того, что человек почувствовал похожий запах, увидел похожий предмет или что-либо, что напомнит об этом опыте. И эти воспоминания чувствуются не как воспоминания, а проживаются психикой как реальность. В этом случае необходима помощь специалиста, так как избавляться от подобных травм очень сложно. Специалисты помогают вернуться в ситуацию, «прожить» её заново, интегрировать её в свой опыт и освободить человека от влияния этой ситуации. Лучше начинать с психолога. Если вам нужен психотерапевт или психиатр, он посоветует такого человека.

В подобном случае  помогает обычная взаимопомощь. Можно найти через Интернет людей, попадавших в аналогичную ситуацию. Контакт с ними, общение, совместное времяпрепровождение, осознание того, что вы не одни столкнулись с этим, может серьезно помочь.

Волонтеры нашей Горячей линии всегда готовы найти для вас телефоны доверия, контакты специалистов и групп поддержки в вашем городе. Воспользуйтесь этим!

Берегите себя, родных и близких!

Вместе — сила!