Есть ли топливная жизнь на линии фронта?

Автомобильная общественная организация «Автобаза» вот уже несколько лет осуществляет народный контроль работы АЗС. Мы проверяем, какое топливо реализуют заправки, насколько качественно обслуживают клиентов, и другие аспекты, которые интересуют большинство автомобилистов.

На этот раз мы решили изучить, как обстоят дела со снабжением топливом прифронтовых украинских городов. В Донецкой области Мариуполь, Новотроицкое, Волноваха, Курахово, Артемовск, а в Луганской – Лисичанск и Счастье — расположены очень близко к линии конфликта, что, конечно же, отражается на многих сферах жизни этих населенных пунктов, в том числе и на топливной.

Какие нефтепродукты сегодня доступны жителям прифронтовых городов? И насколько они доступны? За ответами на эти и другие вопросы мы отправились в очередной рейд.

Мариуполь

Погода не радовала. Сложные погодные условия и отвратительное качество дорожного покрытия сделало управление автомобилем работой, а не удовольствием. Исполнив на некоторых участках трассы элементы слалома, мы приехали в Мариуполь.

АЗС в городе с морем и дымящими заводскими трубами встречаются на каждом шагу. Все они работают, да и в целом жизнь здесь кипит, и ничего практически не выдает, что город находится на передовой. Разве что периодически на глаза попадаются группы солдат или колонны легких военных грузовиков. Проблем со снабжением города топливом нет. Работники АЗС сейчас только вспоминают ажиотажи 2014-2015 годов, которые случались после обстрелов мирных районов Мариуполя. Тогда на всех АЗС города выстраивались многометровые очереди, в которых нередко случались потасовки. Стоимость бензина здесь практически не отличается от цен на него в Запорожской или, например, в Днепропетровской области. И там и здесь бензин для многих водителей остается дорогим удовольствием. Наиболее дешево заправляет Азов Оил, Маршал. Держат свой, более высокий уровень цен и (надеемся) уровень качества Параллель, ОККО, ТНК.

56a7284b-4ce9-4a50-99f4-e9f505ba1aeb

Новотроицкое

Новотроицкое из обычного поселка городского типа превратился в суровый приграничный городок. Здесь теперь практически всегда есть очереди из автомобилей, пересекающих линию соприкосновения с неподконтрольной территорией. Иногда эти очереди состоят из нескольких десятков автомобилей, иногда – растягиваются на несколько километров. На трассовых заправках топливные колонки тщательно обложены мешками с песком, которые должны защитить их от повреждений в случае обстрелов. Сюда тоже топливо привозят регулярно, несмотря на то, что горячие бои идут в каких-то нескольких километрах и здесь часто бывает неспокойно. Кроме топлива, здесь отлично продаются хот-доги и другой фаст-фуд, который покупают водители и пассажиры из вышеупомянутых очередей.

Прошлым летом на здешние заправки – Параллель и ТНК — из Донецка приезжали вереницами, чтобы закупить топливо, которого в Донецке не было вообще. «Куда они его только не наливали,- рассказал нам один из работников АЗС, — и в бутылки из-под ситро, и в бочок омывателя, даже оборудовали потайные емкости в своих автомобилях. Зная, что на Параллели не заправляют в пластиковую тару, они просили наполнить топливом канистры, а потом самостоятельно переливали его в пластик, и снова приходили с канистрами».

В соседней Волновахе мы обратили внимание, что трассовые заправки выглядят гораздо ухоженнее и чище тех, что расположены непосредственно в райцентре. Наверное, потому, что придорожные пользуются большим спросом у клиентов и поэтому держат себя в тонусе.

Курахово

Далее на горизонте замаячили необъятные трубы Кураховской ТЭС, протыкающие пасмурное небо. Город находится всего в 12 километрах от линии фронта. Минные поля, периодические обстрелы, много БТР-ров и людей с оружием – все это стало привычным для Курахово. Местные рассказывают, что каждый день по трассе за Кураховым летают машины скорой помощи, которые доставляют раненых к вертолетам или везут в больницы Павлограда, Днепропетровска. А когда на соседней Марьинке завязывается бой, город сотрясают мощные раскаты тяжелых орудий. «Держимся, работаем», — заключают местные сотрудники заправок. Топливо сюда поставляют регулярно, режим работы заправок тоже не изменился. Как и во всех прифронтовых городах, спиртное на АЗС с 20.00 до 8.00 не отпускают, а людям в военной форме алкоголь вообще не продают. Сергей Олещенко, активист местного автоклуба, говорит, что качество топлива в городе стало хуже, либо значительно подорожало. Сам заправляться ездит в Красноармейск.

63e94fd1-4794-4a1d-843d-d8d5de5201b8

Бахмут (Артемовск)

Артемовск, или по-новому, Бахмут, сегодня ведет вполне мирную жизнь, все градообразующие предприятия здесь работают, вдыхая определенное ощущение стабильности и в местных обитателей. Глухие канонады, доносящиеся издалека, можно периодически услышать рано утром или поздно вечером. Как мы выяснили, большинство заправок работает без перебоев. Только у сети IGas, хозяева которых находятся в Енакиево (неподконтрольная территория), бывает, на несколько дней исчезает топливо. «Как они возят топливо сюда, находясь там, — загадка», — говорит один из сотрудников местной сети. А WOG-и, которых мы насчитали здесь целых 5, держат самые высокие цены в городе. Правда, привычные для них мини-маркеты здесь отсутствуют.

Лисичанск

Город, который сейчас живет мирной жизнью, в 2014 году пережил настоящий ад. Война здесь была разрушительной и беспощадной. Последствия этой трагедии можно увидеть и сейчас. Одна из АЗС Параллель была полностью снесена с лица земли прямым попаданием танкового снаряда. Все что от нее после этого осталось, растащили местные жители. Остальные заправочные станции восстановились и работают. Как мы поняли из бесед с местными жителями, премиум-заправки здесь и в соседнем Северодонецке не пользуются особой популярностью и стоят полупустые. Водители стараются найти какой-то компромисс между ценой и качеством и заезжают на привычные им АЗС, которые, судя по паспортам качества, продолжают возить топливо заводского производства. Восточные ресурсы, которые до войны были самой крупной в Луганской области сетью, продолжают работать на украинской территории, зарегистрировавшись в Северодонецке. Говорят, возят топливо из Харькова. АЗС Параллель, которых в Лисичанске 4, не считая разрушенную, по словам сотрудников станции, продолжают везти литовский бензин. «Раньше бензовозы приезжали из Днепропетровска, проезжая по дороге 7 блокпостов, а сейчас везут из Славянска, уже гораздо легче», — говорят на АЗС. По словам местных, Лисичанский НПЗ, один из крупнейших в Украине, тоже восстановился после обстрелов и пожаров. Запускать на нем производство пока не планируют, но в чистоте и порядке содержат.

851ba49a-fe88-456d-a4c4-7046b9e0e61c

Счастье

Последний наш пункт посещения – многострадальный город в серой зоне, по иронии судьбы названный Счастьем. Как нам показалось, воздух здесь густо пропитан порохом, поэтому наш инстинкт самосохранения требовал от нас поскорее покинуть это место. До линии соприкосновения отсюда всего 100 шагов. Но топливо есть, продается даже премиум 95й. В городе работают 2 заправки – Восточные ресурсы и Параллель. Правда, на ночь они закрываются. Да и днем заправки здесь не самое людное место: побыв на одной из них полчаса, ни одного автомобиля нам так и не встретилось. Местные говорят, что с украинской стороны сюда мало кто ездит. Помимо того, что очень рядом идет война, еще и действует особый указ местной военной администрации о перевозке грузов: перед тем как везти, нужно подать документы для внесения твоих данных в список разрешенных перевозок.

Итак, какие общие проблемы прифронтовых городов, из разговоров с местными жителями, мы отметили. Многие говорят, что качество топлива в целом стало хуже, особенно у одиночек и мелких сетей. Если крупные игроки продолжают возить свое фирменное топливо, то мелкие закупают то там, то здесь, особо не привередничая. Контроль качества со стороны государственных органов, как нам рассказали, отсутствует вообще.

Еще одна проблема – это цена. В целом, бензин здесь продается по тем же ценам, что и в других областях. Даже в Счастье, дорога к которому трудна и опасна, стоимость бензина не выше, чем в том же Мариуполе.

И, конечно, на что жалуются все работники АЗС, с которыми мы пообщались, это снижение автопотока и, соответственно, продаж. Машин, действительно, здесь стало гораздо меньше. Можно ехать долгое время по трассе, не увидев ни попутных, ни встречных автомобилей. Все это, конечно, отражается и на состоянии АЗС. На некоторых из них едва теплится жизнь.

Возвращаясь домой, мы заехали в Артемовск-Бахмут и купили бутылку благородного игристого напитка местного производства, чтобы поднять бокалы за мир, качественное топливо, и хорошие дороги.

Владимир Дворниченко