За четыре с половиной года конфликта Донбасс стал одной из самых заминированных территорий в мире

 

Об этом предупреждают представители международных организаций, которые работают в зоне конфликта.

Мины, растяжки, неразорвавшиеся снаряды разбросаны сейчас на тысячах квадратных километров, что создает существенные проблемы для социально-экономического развития региона:  доступ к отдельным объектам инфраструктуры ограничен, нельзя использовать по назначению некоторые сельскохозяйственные угодья, часть разрушенных или поврежденных зданий невозможно восстановить.

Но главное — мины и другие взрывоопасные предметы несут огромную опасность для гражданского населения, проживающего в зоне конфликта.

По данным Министерства обороны Украины, по состоянию на 1 августа 2018 года, от мин в зоне проведения операции Объединенных сил (ООС) пострадало 1858 человек, из них около 400 погибли. Известны случаи жертв среди гражданского населения от мин и после августа 2018 года.

Вот некоторые их них:

В октябре Министерство обороны Украины опубликовало информационную карту территорий, “загрязненных” минами и взрывоопасными остатками войны.

Для осознания масштаба проблемы нужно учитывать, что на карте обозначены небезопасные участки только на подконтрольной правительству Украины территории.

В апреле этого года начальник Управления экологической безопасности и противоминной деятельности Минобороны Украины Максим Комиссаров отметил, что, по предварительной оценке, площадь загрязненных минно-взрывными устройствами районов составляет около 7 тыс. кв. км на подконтрольной правительству территории и ориентировочно 9 тыс. кв. км на оккупированных территориях Украины.

На данный момент именно Минобороны является ответственным органом по вопросам противоминной деятельности. Сейчас в Украине идет дискуссия по этому поводу, часть политиков и экспертов предлагают создать отдельный национальный орган по вопросам гуманитарного разминирования, который мог бы работать не только за счет украинского бюджета, но и международной донорской помощи. Словосочетание “гуманитарное разминирование” подразумевает необходимость сделать окружающую среду полностью безопасной для проживания людей. Сюда входит целый ряд мероприятий: обследование потенциально опасных территорий, обнаружение мин и других взрывоопасных предметов, составление карт, маркировка территории, ликвидация боеприпасов, информирование и обучение местного населения, помощь пострадавшим и т.д.

Также идет речь о необходимости урегулировать правовую базу для участия международных организаций в разминировании в соответствии со стандартами International Mine Action Standards (IMAS — Международные стандарты противоминной деятельности).

На сегодняшний день никто не может точно спрогнозировать, сколько времени и денег из государственного бюджета понадобится для разминирования и очистки территорий от взрывоопасных предметов. Это зависит от нескольких факторов: прекращения активных боевых действий, типа минирования, характера местности и др.

Например, в Боснии и Герцеговине и сегодня не до конца очищены отдельные территории, хотя война там закончилась почти 20 лет назад.

Также мы все знаем, что в Украине до сих пор фиксируются случаи обнаружений и подрывов снарядов и мин времен Второй мировой войны.

Так или иначе, главным условием для начала полномасштабных работ является прекращение военных действий. К сожалению, это условие пока не выполнено. А значит, площадь опасных территорий может увеличиваться, как и количество взрывоопасных предметов на них, очищенные участки опять могут быть заминированы. Это, в свою очередь, приведет к увеличению времени и финансовых затрат, необходимых для гуманитарного разминирования Донбасса, затруднит социально-экономическое развитие региона, поставит под угрозу безопасность населения на востоке Украины.

Пока мы можем только просить гражданское население, проживающее в зоне конфликта, и людей, которые собираются вернуться к оставленному месту проживания, не забывать об этой опасности и напоминать о ней своим родным и близким.

Статья подготовлена в рамках проекта “Юридическая поддержка населения, пострадавшего вследствие  конфликта на востоке Украины”, который реализуется при поддержке Швейцарского агентства развития и сотрудничества (SDC). Информация и взгляды, изложенные в этой статье, являются мнением авторов и не обязательно отражают официальную позицию Швейцарского агентства развития и сотрудничества (SDC)