Мы продолжаем понемногу открывать вам свои лица и души. Сегодня мы знакомим вас с теми, кто консультирует на нашей «Горячей линии». С людьми, которые отвечают на ваши вопросы, советуют, разъясняют, принимают заявки на гуманитарную помощь и эвакуацию, кому вы жалуетесь, с кем иногда ругаетесь, кто вас успокаивает и кому вы даже читаете стихи.
Это – наши волонтеры.
Когда-то на «Горячую линию» позвонила женщина из зоны АТО и попросила нас помочь перевезти ей коллекцию жуков ее мужа-энтомолога – около 40 ящиков. «Это – для Томы, — решили мы. — Она любит такие звонки».
Тамара – волонтер «Горячей линии» общественной организации «Донбасс СОС», и сегодня мы расскажем о ней. Тома работает у нас полгода, и, кроме обычных звонков, принимает и «странные» — как мы все, просто ей больше везет именно на «странные». А может, она видит человека под другим углом…
«В самом начале работы мне часто попадались странные звонки. Очень хорошо помню женщину, которая говорила со мной часами… Сначала – о сыне, потом — что ее обвинили в краже, что все плохо… Через две недели эта женщина звонит и спрашивает стоит ли ей съезжаться с мужчиной. Он – хороший…», — рассказывает Тома.
Тома – очень деликатная, добрая и толерантная: понимает и принимает такими, какими есть всех – детей, стариков, животных, людей с нетрадиционной ориентацией, природу и любую погоду. Не принимает только войну, и все, что с ней связано.
Раньше она занималась добровольческой работой, помогая животным: во время учебы в университете Тамара работала волонтером в Центре реабилитации животных. Так она старалась приблизиться к своей детской забытой мечте стать ветеринаром. Просто, когда Тома была маленькой, ей казалось, что работа ветеринара – это гладить кошечек и щеночков. В Центре реабилитации животных девушка писала тексты о деятельности учреждения, а на выходных часто ходила на птичий рынок с друзьями, где они раздавали людям щенков.
«У меня были симпатичные щенки, и когда у нас спрашивали что за порода, мы спрашивали в ответ: «А кого вы хотите из них вырастить?» — рассказывает девушка. Сейчас в Киеве у Тамары есть один домочадец – кролик. А в Горловке, откуда она родом, осталась кошка и попугай-неразлучник
В Киеве Тома нашла работу, жилье, подруг, а также вдохновителей в организации «Донбасс СОС». Заполнив анкету на «Фейсбуке», она очень волновалась: «А вдруг там нужны очень сильные духом люди, а не такие, как я?» И сегодня о некоторых людях, которые работают в «Донбасс СОС», Тома хотела бы написать книгу – настолько они, по словам девушки, сделали ее сильнее.
«Здесь я начала помогать людям системно. До этого я либо участвовала в каких-нибудь акциях для деток-сирот, либо просто приходила на помощь там, где это нужно, — вспоминает Тома.
Сейчас она гордится, что стала частью команды «Донбасс СОС». За время работы на ГЛ, самые сильные переживания у девушки были во время Дебальцевского котла: когда звонили родственники и друзья погибшихи пропавши безвести. Тома рассказывает, что ситуация была настолько тяжелой, что долгое время она с коллегами даже не могли скоординировать тех, кто дозвонился. «Я тогда выслушивала слезы этих мам, жен, сестер и успокаивала. А потом рыдала сама, когда звонок заканчивался», — вспоминает девушка.
Еще Томе запомнился случай, когда удалось помочь с лекарствами дозвонившейся бабушке из Тореза. «В тот день я передала своей бабуле в Горловку пакет медикаментов… Пришла на ГЛ, принимаю звонок — а там бабушка из Тореза, 86 лет, Нина Федотовна. Просит лекарства — противопростудное, обезбаливающее. Почти то же самое, что я своей покупала только что, — рассказывает Тома. — Я подключила коллег с основной работы, некоторые волонтеры тоже подключились, и мы через некоторое время отправили Нине Федотовне нормальную такую аптечку. Помню, мне было неудобно, что я подключила друзей и коллег, но они потом сказали, что Нина Федотовна помогла им почувствовать себя нужными кому-то».
Работа на ГЛ практически не повиляла на жизнь девушки. Разве что стало меньше свободного времени для общения со старыми друзьями. Как все волонтеры ГЛ, Тома мечтает о мире: чтобы никого не приходилось спасать, чтобы все бабушки ходили в аптеку самостоятельно. Много жизненного воодушевления Тома находит в стихах Лины Костенко, и со школы считает, что «ми живі, нам треба поспішати зробити щось, лишити по собі».
Тома очень чувствительна к поэзии: на своей странице в «Фейсбуке» она часто постит стихи Лины Костенко, Издрика, Жадана, и других авторов.
Вот чем питается ее душа, чем она делится с друзьями и пытается достучаться до всех сердец:
«Коли я буду навіть сивою,
і життя моє піде мрякою,
а для тебе буду красивою,
а для когось, може, й ніякою.
А для когось лихою, впертою,
ще для когось відьмою, коброю.
А між іншим, якщо відверто,
то була я дурною і доброю.
Безборонною, несинхронною
ні з теоріями, ні з практиками.
і боліла в мене іронія
всіма ліктиками й галактиками.
І не знало міщанське кодло,
коли я захлиналась лихом,
що душа між люди виходила
забинтована білим сміхом.
І в житті, як на полі мінному,
я просила в цьому сторіччі
хоч би той магазинний мінімум:
— Люди, будьте взаємно ввічливі! —
і якби на те моя воля,
написала б я скрізь курсивами:
— Так багато на світі горя,
люди, будьте взаємно красивими!
Ліна Костенко, «Між іншим»