Новые письма от «Приватбанка»: ОРДЛО – иностранное государство?

Почему «Приватбанк» требует подтвердить мое место проживания? Законно ли это и что делать? Такие обращения поступают на нашу Горячую линию от людей, зарегистрированных на временно оккупированных территориях.

При этом, как сообщают наши абоненты, при попытке выяснить, что происходит, консультанты «Приватбанка» ссылаются на Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Однако данный Закон уже утратил силу.

Разберем сообщение «Приватбанка».

Во-первых, речь в нем идет только о валютных операциях, совершение которых регулируется Законом Украины «О валюте и валютных операциях». Согласно ст. 4 этого Закона, валютные операции производятся без ограничений, кроме: 1) установленных законами Украины, регулирующих отношения в сферах обеспечения национальной безопасности, предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма… а также 2) введенных Национальным банком Украины мер защиты в соответствии с настоящим Законом.

Сфера обеспечения национальной безопасности, предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма урегулирована соответствующим Законом Украины (а также Положением НБУ об осуществлении банками финансового мониторинга).

Согласно этому Закону, банки имеют право получать паспортные данные и сведения о месте проживания или пребывания клиента, то есть данные о его регистрации в паспорте и/или данные справки ВПО. Дополнительные проверки, если эти данные уже есть, не требуются. Массовые проверки нужны только тогда, когда речь идет о «высокорисковых» клиентах, зарегистрированных в юрисдикциях, що не виконують чи неналежним чином виконують рекомендації міжнародних, міжурядових організацій, задіяних у сфері боротьби з легалізацією (відмиванням) доходів, одержаних злочинним шляхом, або фінансуванням тероризму чи фінансуванням розповсюдження зброї масового знищення (ст.7 Закона).

Важно! Перечень таких государств и юрисдикций формируется в порядке, определенном Кабмином, который, в свою очередь, предполагает, что данные о таких юрисдикциях берутся у международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Нужно ли говорить, что ни в одном списке юрисдикций, находящихся под особым контролем, нет ни временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, ни Украины, ни России.

Что касается второго пункта, то текущие меры защиты, применяемые Нацбанком к отдельным валютным операциям, урегулированы в Постановлении Правления Нацбанка №5 від 02.01.2019.
Ограничения на валютные операции, связанные с местом регистрации получателей, касаются здесь только нерезидентов (п.14-3 — 14-5 Раздела І).

Могут ли они касаться граждан, имеющих регистрацию на ВОТ?

Нет, не могут. Согласно ст. 14.1.213 Налогового кодекса Украины, резиденты — физические лица — это люди, которые проживают в Украине. Более того, если гражданин не проживает постоянно в иностранном государстве, он считается резидентом, если является гражданином Украины. Даже в том случае, если имеет, вопреки законодательству, иностранное гражданство.

На самом деле, даже нерезидентам запрещено переводить деньги только в том случае, если территория их регистрации включена Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон и/или признана Верховной Радой Украины государством-агрессором/государством-оккупантом.
Ни под одну из упомянутых категорий временно оккупированные территории Донбасса не подпадают, если «Приватбанк» считает, что Донбасс – это Украина. Потому что Россия действительно была признана Верховной Радой Украины государством-агрессором.

В прошлом году мы уже наблюдали волну писем от «Приватбанка» подобного содержания, которые получили люди, зарегистрированные на временно оккупированных территориях Украины. Тогда мы также проанализировали эту ситуацию. С тех пор законодательные нормы изменились, а суть не поменялась, и «Приватбанку» мы задаем тот же вопрос: с вашей точки зрения, Донбасс — это Украина? А те, у кого в паспорте гражданина Украины стоит регистрация на временно оккупированной территории — они, с вашей точки зрения, все еще граждане?

Тем же, кто столкнулся с подобными письмами от «Приватбанка», мы предлагаем направить на официальный адрес банка письменное заявление с просьбой разъяснить причины такого требования. После получения ответа поделитесь с нами. Если кто-то из читателей действительно столкнется с блокировкой валютных счетов на этом основании, сообщайте в Национальный банк Украины, а также на нашу Горячую линию.

Впрочем, по мнению журналистов «Реальной газеты», перенос диалога в публичную плоскость уже способствует тому, чтоб «Приватбанк» отказался от своих незаконных требований. Надеемся, что это произойдет как можно скорее.

__________________________________

Робота безкоштовної «гарячої лінії» забезпечується громадською організацією «Донбас СОС» за підтримки Швейцарії через Швейцарську агенцію розвитку та співробітництва (SDC) та уряду Великої Британії, спільно з Данською Радою у справах біженців – Данською Групою з розмінування (DRC-DDG). Думки і твердження, висловлені в публікації, можуть не співпадати з позицією Швейцарської агенції розвитку та співробітництва, уряду Великої Британії чи DRC-DDG. Відповідальність за зміст несе «Донбас СОС».