Виолетта Артемчук: С третьей группой мы много плакали

В ноябре закончился первый этап нашего проекта для учащихся профтехучилищ Донбасса по противодействию всем формам ксенофобии: на пятидневной тренинговой сессии в черниговском Доме прав человека побывала третья, последняя группа участников – ребята из Мариупольского центра профессионально-технического образования. Как и предыдущие группы, вернувшись домой, они почти сразу продолжили работу по изучению прав человека, попутно рассказывая о них своим соученикам и товарищам. О последней группе нам рассказала руководитель проекта Виолета Артемчук.

— Этот проект, по моему мнению, учит толерантности не только детей но и нас. Учит видеть и принимать другого, с другим способом жизни, не стричь под одну гребенку. Я не могу сказать, что какая-то группа была лучше или хуже другой, но они все были очень разные, и все помогли нам, преподавателям и организаторам, разбить те или иные свои стереотипы.

Ребята из МЦПТО на наш тренинг записывались сами, а преподаватели отбирали участников, исходя из того, насколько они активны. Группа была разновозрастная, были и первокурсники, и было несколько старшекурсников – ребят, которым осталось уже совсем недолго учиться в училище и нести полученные знания в ученические массы, — но их выбрали в знак признания их активности в течении обучения в училище. То есть, участие в программе было для них не принудиловкой, а наградой. Мне кажется, это очень правильно для мотивации.

Если предыдущей группе мы показывали в Киеве Бабий Яр, то эту повели к стене памяти погибших в АТО и на Аллею Небесной сотни

Центр готовит кадры для Азовстали. Если честно, я даже не знала о некоторых профессиях, которым там обучают. И для меня было совершенной неожиданностью, что девочки модельной внешности могут учиться на машиниста крана или на сварщика, и это для них нормальный выбор, что девочки в этом городе выбирают такие профессии. Видимо, для Мариуполя идти в училище, которое является кузницей кадров для престижного градообразующего предприятия – это не стигма, а, может быть, даже наоборот. Впрочем, стигмы «ПТУшников» мы не заметили и у участников предыдущих групп. Вторую я даже пыталась провоцировать – нашла в интернете и зачитала им всякие обидные шуточки, которые пишут про учащихся пофтехучилищ, вроде того, что «ПТУ» расшифровывается как «послали тупого учиться» и т.п., но это не вызвало ни узнавания, ни реакции, им это как будто незнакомо было.

Вообще, хотя, как они говорили, они не все были между собой знакомы, но как будто уже приехали сплочённым коллективом. И у них очень хорошее взаимодействие с педагогами было, те действительно за ребят очень болеют, дружат с ними. Очень артистичная группа была – многие поют, участвуют в самодеятельности, фотографируют. Один парень – будущий машинист – при каждом удобном случае читал наизусть стихи Есенина и Артюра Рембо. Я думала, сейчас уже никто стихов не читает в их возрасте! Когда они выполняли задание – презентация выдуманной страны, — в одном случае кроме обычных рассказов о законах, карте и гербе ребята вдруг сказали: а ещё мы хотим спеть гимн! И спели, мы даже плакали.

Вообще, мы с третьей группой много плакали. Дети многое пропустили через себя, узнавали в примерах дискриминации какие-то свои поступки, были слёзы стыда. Мне кажется, слёзы – это очень хороший показатель.

В упражнении «Вагон» среди персонажей был боец АТО, и ребята перечисляли стереотипы, с ним связанные – в основном это были негативные и очень резкие вещи: «пьют», «считают, что все им должны», «считают, что если ты не был в АТО, то ты никто» — и одна девочка сказала: «Знаете, у меня папа служит в АТО и это совсем не о нём». И группа сразу примолкла, видно, что задумалась, увидела взаимосвязь между газетными клише и своей жизнью в другом уже свете.

Что ещё запомнилась? Группу удивило, что основных человеческих права только два – не подвергаться пыткам и не находиться в рабстве. Они говорили: а как же право на жизнь, оно же абсолютно? А перед этим мы смотрели ролик про холокост – «Страна игрушек», и я спросила: а что с правом на жизнь для таких, как Гитлер? И они задумались, стали искать уже компромиссы: вообще-то право на жизнь абсолютно, но за особо тяжкие преступления… В итоге поняли, как плоха, как тяжела однозначность в каких-то основных моментах.

На форум-театре была такая сценка: парень с девушкой гуляют в парке и их останавливают полицейские. Парень несовершеннолетний, у него – непочатая пачка сигарет и полицейские вымогают у него взятку. Ребятам казалось, что из этой ситуации выйти нельзя, что им не победить полицейского-взяточника. Но на замену вышла тренер Галина Корниенко и показала, как можно повести себя в этой ситуации. Все были удивлены: они знают, как откупиться, как смириться с несправедливостью, а своих простейших прав не знают.

Очень порадовал их план дальнейшей работы в этом направлении, который они написали. Группа с очень мощными интеллектуальными данными – и в высказываниях, и в суждениях, и в шутках. Центр у них не мёртвый, там много всяких активностей, привычка что-то делать у них есть, и я в них уверена. Думаю, у них будет что-то креативное, творческое.

Мы очень тепло расставались, я боялась, что на вокзале будет море слёз; так бы и было, если бы они не опаздывали на поезд: на прощание поплакать не успели.

 

Ребята всё время жаловались: «вы не даёте нам отдохнуть, нам бы больше свободного времени!». В училищах уроки длятся 35-45 минут, мы же давали им достаточно напряжённую программу, с 9 утра до, фактически, 10 вечера с короткими перерывами. Им, конечно, было сложно, не все привыкли так напрягаться интеллектуально. Но если меня сейчас спросят, не надо ли облегчить программу, поменять расписание — я скажу, нет. Новые знания должны заходить сложно, с ними должны спорить. Если ты хочешь чего-то добиться, тебе не должно быть легко. И напряжённый режим тут тоже важен. В итоге, когда занятия закончились и в последний день вечером у них появилось лишнее время – оказалось, они уже не знают, чем его заполнить. То есть, график тяжёлый, но, я считаю, когда человек в него входит – это хорошо.

В целом могу сказать, что восприятие соотношения того, что задумывалось и того, что получилось, у меня всё это время колебалось. После первой группы казалось, что получилось здорово, но совершенно не то, что предполагали изначально. По итогам всех трёх скажу, что это лучше, чем я могла себе представить. Сейчас я бы уже ничего не стала бы менять, ни о чём не жалею и не сомневаюсь в правильности этого выбора. Именно этого я и хотела, когда задумывала проект.

***

Следующий этап – поддержка участников проекта, ведущих просветительскую работу на местах. Все три группы уже начали проводить тренинги, арт-занятия, форум-театры и киноклубы для своих соучеников и товарищей. Наши тренеры находятся с ними на связи, помогают советами и материалами, а в следующем году мы поедем к ним в гости. Следите за нашими публикациями!

Публикация подготовлена в рамках проекта «Противодействие всем формам ксенофобии и достижение равенства, включая равенство представителей меньшинств»,  который реализуется при поддержке Посольства Республики Финляндия в Украине