Сергей Шевченко 17 лет преподавал в Донецке восточные единоборства. Его школа вин чун кунгфу Школы «Дом Вечной Весны» была самой крупной в Донецкой области. Открывались филиалы в Горловке, Макеевке, Краматорске… Но все прекратилось в один момент когда на улицы родного города пришла война. Война разрушила все начинания. Сергей вынужден был уехать с семьей в Киев. И начинать жизнь с самого начала. Воспитывать самостоятельно сына, помогать другим детям переселенцам пережить потерю дома и адаптироваться на новом месте. Поэтому о проблемах переселенцев Сергей знает не по наслышке. Мы пообщались с Сергеем о его Школе «Дом Вечной Весны», о работе с детьми-переселенцами.
- Сергей, год назад в рамках социально-благотворительных программ на базе Школы «Дом Вечной Весны» был запущен проект по реабилитации детей-переселенцев из зоны АТО. Чего уже удалось достичь, с какими проблемами Вы сталкивались в ходе реализации проекта?
Мы провели полугодичный курс по программе реабилитации детей-переселенцев в возрасте от 3 до 10 лет. Это были небольшие группы по 10-15 человек. Мы использовали методики, основанные на базе восточных единоборств, стиля вин чун (вечная весна), дыхательной системы цигун и психокоррекции. Также в программу входили занятия по арт-терапии монохромной живописи, терапии звука с использованием флейты дзен, чайной церемонии и многих других медитативных практик. Мы сделали так, что все занятия проходили в форме игры, чтобы детям было интересно принимать в ней участие. Результаты получились отличные. Мы получили много отзывов и благодарных слов от родителей, а от деток — желание продолжать занятия снова. Так что, сама методика работает! В этом нет сомнений.
Проблемы заключается в основном в отсутствии необходимой материально-технической базы, в частности в отсутствии отдельного помещения для создания постоянно действующего детского центра реабилитации и развития, где мы сможем заниматься по разным направлениям с большим количеством групп детей. Пока что, наши возможности ограничены. Наличие своего помещения решит сразу множество проблем.
- Какие основные трудности испытывают дети, переехавшие из зоны ведения боевых действий? Насколько тяжело проходит социализация детей на новом месте?
В основном, это трудности психологического характера. Мы не говорим о материальных проблемах таких семей. Говорим только о личностных проблемах ребенка. А это страхи, стрессы, нервозность, агрессия или наоборот замкнутость. Это проблемы с коммуникацией в новой среде и на новом месте. Все это — те проблемы, с которыми мы работаем в наших реабилитационных группах. Когда ребенок внутренне раскрепощается, начинает чувствовать себя уверенно, в нем пробуждается с новой силой жажда жизни, внутренняя потребность к общению, игре, он начинает снова радоваться, тогда наша задача считается выполненной.
- Работа учителя, педагога, а тем более детского реабилитолога – это очень тяжелый труд. Какие методики используются для программ реабилитации?
Я уже говорил в начале, что основа наших методик это восточные единоборства. Они включают в себя и физические нагрузки, и развитие двигательных навыков, в том числе мы работаем на развитие микромоторики и координации, в ходе которых включаются в работу оба полушария мозга и их ранее слабо задействованные участки. Это работа с концентрацией и вниманием. Это различные игровые формы деятельности со скрытым терапевтическим эффектом. Также не в последнюю очередь это работа в команде, которая вырабатывает у ребенка навыки социализации и коммуникации. Конечно, реализация таких программ требует высокой квалификации и опыта. Я по образованию педагог и психолог, а также дипломированный инструктор вин чун кунг фу и цигун. Преподаю уже почти 18 лет систему восточных единоборств для детей и имею большой опыт в этом деле. Свыше 10 лет я занимаюсь именно реабилитационными программами для детей с особенностями развития, это прежде всего аутизм и ДЦП. Наработан огромный материал и есть результаты. Поэтому составить программу реабилитации для детей переселенцев не было в новинку. Использовались довоенные наработки, опыт.
- По данным Министерства социальной политики в Украине насчитывается около 1 миллиона 800 тысяч внутренне перемещенных лиц. Существуют ли программы государственной поддержки реабилитации детей переселенцев или весь груз ложится на плечи общественников и просто неравнодушных людей?
К сожалению, государство не занимается этой проблемой, а если и занимается, то по остаточному принципу. То немногое, что делается, явно не достаточно. А реабилитационные программы, насколько мне известно, вообще редкость и удел немногих энтузиастов. Именно по этому принципу — «если не мы, то кто?» — и работаем. Пытаемся найти единомышленников и спонсоров, которым эта тема важна. На мой взгляд, центры реабилитации и развития ребенка должны быть в каждом городе.
- С 1 сентября начинается новый учебный год, в том числе и в Школе «Дом Вечной Весны», какие у Вас планы, ожидания от нового учебного года?
В плане работы с детьми переселенцами мы намерены продолжать. Хотим вернуться дополнительно к работе с детками с ДЦП и аутизмом. Но для таких масштабных задач необходимо помещение для центра. Собираемся продолжать работу в этом направлении. Писать заявки на гранты, обращаться к спонсорам, стучаться в двери. Думаю что наша цель — детский центр развития и реабилитации — будет достигнута.
Сегодня “Дом Вечной Весны” готов открыть двери всем, кто заинтересован в сотрудничестве на общее благо.
https://www.facebook.com/spring.house.uk
097-861-15-79 Шевченко Сергей Владимирович